areacreativ your photographer in Kiev
areacreativ your photographer in Kiev

Ваш профессинальный фотограф в Киеве рассказывает и показывает. История свадьбы в СССР.


До революции 1917 года брак в России традиционно регистрировался в церкви или религиозной общине. После революции 1917 года религиозный брак потерял свою юридическую силу и в обиход вошло новое для того времени понятие «гражданский брак».Теперь уже не церковь, а государство регистрировало семью. После оглашения декрета «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 года в стране появились небольшие отделения ЗАГС, представляющие собой бюро, которые не предполагали особых торжественных церемоний и куда обращались желающие поставить штамп в паспорте. Брак, записанный в актах гражданского состояния ЗАГСе (отсюда и название пошло…), назывался гражданским браком. Из обстановки были лишь типовой стол (стол для регистрации обязательно был покрыт красной скатертью), два стула для новобрачных и бюст Ленина в красном углу. В это время практиковались так называемые «красные свадьбы» – роспись, а затем небольшие посиделки дома. Вот и вся церемония. Еще долго гражданский (не церковный) брак считали незаконным сожительством.

Подпись свидетельства в среднестатистическом ЗАГСе.

Подпись свидетельства в среднестатистическом ЗАГСе.

Свадьба. Канский уезд, деревня Карымова, 1 октября 1913 г. Семья Соколовых, новоселов из Тамбовской губернии

Казачья свадьба.

«Красные свадьбы» рассматривались прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации. Первой «красной свадьбой» была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко.

Павел Ефимович Дыбенко с женой Александрой Михайловной Коллонтай в 1919 году

Хотя советская семья не была самоценностью, а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, в головах людей изменения не произошли так быстро, как того ожидали реформаторы.

Идеология брала свое. К 1930-м годам большевики были вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Так что в конце 30-х–начале 40-х годов начался бум «красных свадеб», дни регистрации выбирали так, чтобы они совпадали с советскими праздниками…

После войны численность мужчин значительно снизилась. Одной из основных послевоенных правительственных задач стало повышение рождаемости. И с 50-х годов советское государство всячески поддерживало желание граждан официально оформить отношения. На холостяков, не захотевших жениться, был введен особый «холостяцкий» налог. Не хочешь жениться – плати штраф в государственную казну. А семьям, наоборот, помогало: государство приветствовало каждый новый брак и даже выплачивало деньги на покупку обручальных колец. Молодые семьи имели льготы и на получение бесплатного жилья.

Свадьба в послевоенные годы. 1947 год

Свадьбы после войны проводились очень скромно. Люди жили крайне бедно, денег не хватало даже на еду, что уж говорить об организации красивого торжества. Свадьбы как таковые никто не праздновал, обычно все «церемонии» заканчивались короткой регистрацией. У невест второй половины 1940-х годов порой не было даже платья. Но это никого не останавливало, замуж выходили в любых одеяниях, лишь бы связать себя узами брака с любимым человеком. Женихи очень часто были в форме. Невеста – в своем самом лучшем платье и в венке с фатой.

Свадьба в селе Капуловка. Днепропетровская область. Украинской ССР. СССР. 1950 год.

В конце 50-х стали внедряться «гражданские обряды», то есть людям начали озвучивать точные правила – как подготовиться к свадьбе и как жениться. Родственникам и друзьям было рекомендовано дарить небольшие подарки. Букеты были только у невесты и в лучшем случае у свидетельницы. Шикарными считались букеты из гвоздик или гладиолусов, ну а розы могли себе позволить только достаточно зажиточные пары. Если на свадьбе гуляли дети, то они должны были быть одеты в школьную форму.

Первый в СССР Дворец бракосочетаний был открыт в Ленинграде 1 ноября 1959 года. Решением исполкома Ленсовета особняк фон Дервизов на Английской набережной, 28 стал ключевым местом для влюбленных пар и счастливых семей. Тогда все было скромно – платье без кринолина, колечко одно на двоих и по-комсомольски сдержанный поцелуй.

Да и понятие «советская свадьба» родилось только в 60-е годы, когда люди забыли о послевоенной нищете. Постаралось и государство, которое озадачилось введением достойных обрядов. Например, в 1960 году вышло постановление Мосгорисполкома, после которого в столице стали появляться не просто загсы, располагавшиеся на первых этажах жилых домов, а отдельно стоящие Дворцы бракосочетаний. Свадебными днями стали в основном суббота, реже – пятница.

В 1964 году в СССР был установлен определенный срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны новобрачных стало обязательным).

Быть свидетелем считалось особенно почетным, ведь своими подписями эти люди как бы заверяли право жениха и невесты на взаимную любовь. По этому поводу было придумано несколько примет. Например, свидетели не должны были состоять в родстве между собой и ни один из них не должен был быть в браке. Свидетели должны были носить опознавательные праздничные ленты красного или белого цвета с золотыми надписями, что немало уродовало торжественный наряд, но прибавляло людям статусности.

Жениху и невесте (и свидетелям) в момент подачи заявления в ЗАГСе выдавалась специальная книжка, которая называлась «Приглашение».

По этому «Приглашению» в специальных магазинах можно было купить некоторые дефицитные товары и посетить салон для новобрачных, где оказывали помощь в организации свадебных торжеств. В этом салоне потом можно было отовариться – взять фату, платье, костюм (или материал на них – кримпленчик там, гипюрчик и прочий синтетический шик) , но самое главное – обувь. Возможно, те, кто поженились в семидесятых-восьмидесятых годах, помнят, что тогда лицам, впервые вступавшим в брак, выплачивалась денежная компенсация на золотые кольца. И, например, после свадьбы молодожены могли приобрести две простыни, две наволочки, два двуспальных пододеяльника, одну скатерть и четыре полотенца. В самом салоне, продавали одежду далеко не модных фасонов. В принципе, купить свадебные наряды можно было и выбрав из представленного на вешалках ассортимента, но если хотелось чего-то особенного, идти нужно было к заведующей. Заведующие таких салонов для новобрачных, пользуясь тотальным дефицитом товаров легкой промышленности в СССР, ощущали себя богами на Олимпе. Иметь такую «знакомую» в колоде карт по полезным связям было очень удобно.

Утверждают, что долгие годы многие ловкачи делали бизнес на таких «приглашениях», скупая в салонах дефицитные товары, а женихи и невесты, имеющие разную прописку в одном городе, подавали заявления сразу в два места в надежде разнообразить покупки. Основной упор делался на постельное белье, красивую посуду, импортные товары.

К концу 70-х ничего особенного в «салонах для новобрачных» купить уже было нельзя. А платья всегда удручали своей одинаковостью, и нередко в ЗАГСовских «комнатах для невест» собирались девушки в до смешного похожих кримпленовых нарядах.

По месту работы молодоженам стали предоставлять 2-3 дня отгулов – «на свадьбу».

У невесты традиционными сначала считались белый цвет, платье в пол, пышная прическа, обувь на каблуке. Неизменным атрибутом советской невесты была длинная фата (часто шлейф фаты несли маленькие дети), минимум украшений. В образе жениха всегда присутствовала бутоньерка. Костюм строгий состоял из 2-х, иногда 3-х вещей.

В 70-е годы пришла мода на ультра-мини, и она не обошла свадьбу: подолы взлетели выше колен. Изменились и прически – пучки и начесы ушли в прошлое, и фата сначала доходила до плеч, а потом и вовсе болталась облачком на уровне стрижки. Чуть позже 70-х мини сменили макси, а в моду вошли так называемые «таблетки» – круглые белые шляпки без полей, с вуалеткой или без. Были и широкополые свадебные шляпы, но они подходили далеко не каждой невесте.

С фотографиями, как и с остальными сопровождающими свадьбу церемониями и процессами, была масса хлопот. Хорошо, если среди родных или знакомых были люди, имеющие фотоаппарат (недешевая вещь по советским временам) и умеющие с ним обращаться. Чаще приходилось специально заказывать фотографа в загсе и за приличную сумму, причем никто не гарантировал, что фото он сделает удачные. За отдельную плату заказывалась музыка, сопровождающая церемонию бракосочетания, но свадебный марш Мендельсона звучал всегда – когда пара входила в помещение для торжественной регистрации.

Первая брачная ночь. Муж гладит жену по животу и говорит: «Это мое поле, здесь я посажу картошку» и уснул. На вторую ночь гладит по спине и говорит: «Тут я посажу капусту» и уснул. На третью ночь жена ему говорит: «Слышь, фермер, если сегодня ночью морковку не посадишь, то я поле в аренду сдам!»

В начале 1970-х годов в СССР стали возрождаться многие свадебные традиции, имеющие место и на современных церемониях: хлеб-соль, величальные песни, конкурсы для новобрачных, выкуп и прочее.

Чтобы увезти невесту в ЗАГС, нужно было пройти немало испытаний. Когда выкуп невесты вернул себе право на существование, встала еще одна проблема. Жених, и без того сильно потратившийся на организацию торжества, должен был платить за будущую жену. Здесь помимо подружек невесты обычно включались жильцы соседних квартир, а то и весь подъезд. После того, как жених добирался до квартиры, его старший друг должен «уломать» родственников невесты на хороший выкуп в виде дешевого шампанского, коробок конфет и небольших подарков.

После выкупа невесты все усаживались в «свадебный поезд». На регистрацию простые люди ездили на «Москвичах», состоятельные – на черных «Волгах». Считалось, что в ЗАГС жених едет на первой машине, невеста во второй – «как нитка за иголкой». Обратно новобрачные ехали уже в одной машине со свидетелями впереди кортежа. Две машины обязательно украшали, причем в основном своими руками – через крышу перекрещивали шелковые ленты и воздушные шары. Неизменным украшением свадебного автомобиля времен Союза была кукла-невеста в свадебном наряде, часто обычная детская кукла невесты.

Московская свадьба 1975-го

В церковь, понятное дело, почти никто не ходил, расписывались только в ЗАГСе. Там собирались все родственники и друзья. Традиция обмениваться кольцами пришла не сразу, где-то с начала 70-х это уже стало обычным делом, но до этого кольца присутствовали не на каждой свадьбе. В ЗАГСе оформляли все необходимые документы, ставили в паспорт штамп, а после этого устраивали торжественную регистрацию брака. После того, как молодых объявляли мужем и женой, им дарили цветы и подарки. В ЗАГСе обычно делали общую фотографию пары с гостями.

Венчаться в церкви пары стали только после перестройки, так как до этого времени молодое поколение воспитывалось в духе коммунизма и атеизма.

Появляется традиция после ЗАГСа прогулок по городу. Чаще всего – пара ехала возложить цветы к Могиле Неизвестного солдата, а родственники отправлялись в столовую или домой, чтобы подготовить застолье.

Свадебный банкет проходил в двух вариантах – в ресторане или в квартире у жениха или невесты. Ресторан обходился очень дорого, в начале 80-х, например, за угощение одного гостя платили 20-25 рублей (недельный бюджет семьи). Дешевле было отметить дома, да и соседи охотно приходили на помощь – строгали салаты прямо в тазики, одалживали табуретки и посуду.

Интересно, в середине 80-х, в разгар сухого закона молодоженам полагалось не более десяти бутылок вина на свадьбу. А дальше – выкручивайся как хочешь. Часто спиртное наливали в чайники и распивали из чайных кружек. Гостей на свадьбах все больше. 80-100 человек — это норма. В ресторанах – профессиональный тамада. В подарок – сервизы, ковер, подушки, белье, деньги.

Банкетный зал и развлечения для гостей готовили сами гости. Обычно в роли заводилы выступал кто-нибудь из друзей. Получалось очень весело, ведь он знал, что кому нравится и не нравится. Часто приглашенные устраивали веселые капустники: сами разыгрывали занимательные сценки, пели песни и ставили танцы.

Что касается оформления, то здесь в ход пускались кисти и краски. Часто на стенах квартир можно было увидеть задорные плакаты с красующимися на них надписями: «С милым рай и в шалаше, если милый – атташе».

Чтобы показать достаток – молодых фотографировали на фоне ковров или стенки «горки».

Основной подарок поневоле делали родители – в 70-х и 80-х женились очень рано, в основном, будучи студентами. Родители молодоженов находились еще в цветущем возрасте и основные расходы брали на себя – от оплаты ресторана до путевки в Дом отдыха или на турбазу. На работе молодоженам давали три дня отгула, но подавляющее большинство приурочивали свадьбу к отпуску или каникулам.

Простите, не по теме — интересное название афиши за спиной свадьбы.

Молодежь, в свою очередь, тоже пыталась всячески разнообразить свадьбу: считалось, что дабы уберечь будущую жену от злых духов, муж должен внести ее в дом на руках. Строители БАМа так и делали, но по несколько иным соображениям – чтобы уберечь белые туфли жены от грязи.

Конечно, значительно отличалось проведение свадеб на селе или в городских районах с частной застройкой. Там свадьбы предпочитали отмечать в теплое время года. Придерживаясь старых традиций, планировали торжества на пасхальные недели или на лето, когда приедет родня из города. Поэтому столы накрывали прямо во дворе и звали всю улицу. Туда же приглашали музыкантов, необязательно с баяном, могли раскошелиться и на небольшой ансамбль. Кстати, и в московских дворах еще лет 40 назад можно было увидеть если не свадебные столы, то веселую гулянку под магнитофон, в центре которых были жених и невеста, вернее, новые муж и жена.

В те годы у многих «городских» были родственники в деревне, которых обязательно приглашали, и те вносили свои обычаи. Подносили молодоженам каравай (кто первый укусит, тот и будет в семье главным), осыпали крупой (раньше новобрачных осыпали монетками), подбивали жениха на выкуп, заставляли пить из туфельки невесты.

Менялся и стиль свадебных подарков. От комплектов постельного белья и сервизов (коих иногда набиралось по пять-семь разновидностей) перешли на конверты с деньгами.

В начале 90-х свадьбы еще гуляли по всем традициям 80-х. Размах зависел от количества денег и родни. Но многие традиции живы и сегодня…