d0643fcd8176a368517c494d1061f98396f19b54ebbf358513121e8eb68a0cd2
d0643fcd8176a368517c494d1061f98396f19b54ebbf358513121e8eb68a0cd2

Какими марками фотоаппаратов фотограф может снимать верующих, а какими не рекомендуется!

Фотожурналист Сергей Максимишин опубликовал у себя в фейсбуке историю о российских старообрядцах, отказавшихся сниматься на камеру из-за ассоциации названия устройства — Nikon — с именем патриарха Никона, реформы которого привели к церковному расколу. История стала предметом бурного обсуждения среди пользователей соцсети, собрав на сайте несколько десятков комментариев и около тысячи лайков.

Как писал Максимишин, снимая на севере общину старообрядцев, один фотограф (его имя автор заметки упоминать не стал) долго пытался уговорить людей сделать групповой портрет. Когда же ему этому удалось, и община собралась, чтобы сфотографироваться, кто-то заметил на фотоаппарате надпись Nikon, созвучную с именем церковного патриарха Никона.Именно его деятельность в середине XVII века стала причиной раскола русской православной церкви. Прочитав название бренда, староверы молча разошлись, и фотосессия сорвалась, писал Максимишин.В заметке журналиста нет указаний на то, где и когда происходили описываемые события, а также являются ли они вообще правдой. Это позволило многим участникам обсуждения предположить, что рассказ основан на реальных событиях. Часть пользователей назвала историю «былью», заметив, что «это вполне может быть». По словам одного из комментаторов, он стал заклеивать название бренда на фотоаппарате после знакомства со староверами на Алтае.Другой пользователь поделился историей о том, как фотографируя монаха, услышал от церковнослужителя просьбу проверить, каким устройством он снимает. Продолжить работу удалось только после того, как мужчина убедился, что это Canon.

Запись также спровоцировала многочисленные шутки, основанные на сходстве названия главного бренда-конкурента Nikon — Canon — с часто использующимся при обсуждении церковных и религиозных тем словом «канон».

В то же время многие усомнились в правдивости рассказа, обратив внимание, к примеру, на то, что старообрядцы смогли понять написанную на латинице надпись на фотоаппарате. В комментарии TJournal сам Сергей Максимишин пояснил, что скорее считает историю профессиональным «фольклором».

Судя по всему, история действительно могла зародиться в среде фотографов, где стала чем-то вроде байки. В комментариях под сообщением часть пользователей отмечает, что рассказ о проблемах со староверами это «боян», периодически распространяющийся под видом правдивой истории.

Как заметил другой фотограф, Дмитрий Алешковский, история о проблемах со староверами и Nikon — это «древняя шутка». Тем не менее, по словам Алешковского, при съёмках раскольнических общин действительно часто возникает множество трудностей.

Проблемы возникают до съёмки и после. До — они отказываются, а после — просят нигде не публиковать, и если ты их хоть раз обманешь, то все остальные сниматься не будут.Дмитрий Алешковский

В социальных сетях, а также на различных форумах и информационных ресурсах можно обнаружить другие версии истории о безуспешной съёмке старообрядцев на Nikon. Так, в 2011 году байка «всплыла» на сайте Inosmi.ru. Опубликовавший ей человек упоминал не север, а реку Керженец в Нижегородской области, а вместо фотографа в рассказе «участвовала» группа студентов-фольклористов, отправившаяся в староверческое село.

Существуют также версии, в которых действие происходит на Белом море во время пейзажной съёмки и даже истории о более агрессивном поведении старообрядцев, якобы пытающихся разбить и всячески вывести из строя напоминающие им о патриархе Никоне камеры.

Старообрядчество (староверие или древлеправославие) сформировалось в России в 1650 — 1660-х годах в ответ на церковные реформы, проводившихся патриархом Никоном и русским царём Алексеем Михайловичем Романовым. Главной целью реформ было приведение богослужебного обряда православной церкви в соответствие с греческим, византийским вариантом. За несколько столетий после принятия Русью христианства, между обрядами и версиями священных текстов возникло множество разночтений.

Среди конкретных нововведений, отвергнутых раскольниками были требование креститься тремя, а не двумя пальцами, писать имя божье, как «Иисус», а не «Исус», а также совершать крестный ход не по часовой стрелке (против движения солнца), а против неё (навстречу солнцу).

Тех, кто не желал соблюдать новый обряд, несколько раз (в 1656 и 1667 годах) официально признавали еретиками. Православные общины, отрицавшие преобразования Никона, в ответ стали массово уходить в леса, образовывать собственные поселения, отказываясь от участия в церковной жизни. С 1680-х годов против сторонников старой веры начинаются физические расправы и казни.

Их положение улучшилось только к началу XVIII века, после того, как император Петр I разрешил полулегальное существование староверов, при условии, что они будут платить «за оный раскол» вдвое больше податей и налогов.

Признание старообрядческой православной церкви состоялось только в 1905 году. Императорским указом приверженцам старой веры разрешалось организовываться в общины, совершать крестный ход и «иметь колокольный звон».

В 1971 году поместный собор Русской православной церкви подверг критике события времён раскола, постановив считать их «яко не бывшими». В 2013 году РПЦ начала процесс сближения с старообрядцами и их общинами, вынеся на общественное обсуждение план воссоединения со старообрядческой церковью.

по материалам https://tjournal.ru/p/nikon-starovery