Беги Вася, беги! Размышления на тему как жить дальше... Лени Рифеншталь - любимый режиссёр и любимая женщина Адольфа Гитлера 13

Беги Вася, беги! Размышления на тему как жить дальше… Лени Рифеншталь — любимый режиссёр и любимая женщина Адольфа Гитлера

leni_riefenstahl-story-gitler_002_xxx
Как жить дальше…. Этим вопросом все больше и дольше задаются наши сограждане. Многие из них творческие люди, мечтающие реализовать свои таланты.
Прочитайте эту историю и посмотрите фильм и может быть у вас найдуться ответы на ваши вопросы.
Лени Рифеншталь — любимый режиссёр и любимая женщина (в платоническом и художественном смысле)Адольфа Гитлера, который влюбился в неё ещё до того, как  стал фюрером. Рифеншталь была танцовщицей в юности, но из — за травмы ноги не смогла продолжать карьеру и ,тем не менее, занялась альпинизмом. Очень много снималась в горном кино, которое было очень популярно в немецком кинематографе на рубеже 20-х, 30-х годов ( фильмы про альпинистов и альпинисток, про загадочный горный туман). Всё соответствовало традиции немецкого романтизма поэзии и прозы начала 19 века и в то же время казалось очень современно, так как несло в себе спортивный здоровый дух. Потом она сама начала  снимать подобное. И это настолько понравилось Гитлеру, что её позвали делать документальный фильм про очередной съезд национал-социалистической немецкой рабочей партии (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei — русск. НДСАП) в Нюренберге  (1934 год). Из этого родился первый из двух известных фильмов Лене Рифеншталь — «Триумф воли». Из хроники самого скучного из возможных событий (съезда политической партии) она сделала кино. Затем ей поручили снимать фильм про Олимпийские игры в 1936 году в Берлине  («Олимпия»), обеспечив  невероятной технической и финансовой поддержкой.
«Триумф воли» — самый мощный пропагандистский документ о нацизме, и это, безусловно, клеймо для режиссёра. Человек, который так талантливо прославляет съезд нацистов, их идеологию национал — социализма, так гениально показывает фигуру ненавистного человечеству Адольфа Гитлера — тем самым ставит крест на своём творчестве в послевоенную эпоху. В Германии считают так, что Рифеншталь — это только «Олимпия» и точка. Нет никакого «Триумфа воли», не должно быть такого фильма… Вообще, скандальное неоднозначное кино делится на две категории. Первая — это слабые фильмы, у которых репутация великих. Другая категория — очень сильные (чересчур «радиоактивные»), вредные фильмы, которые заражают человека. «Триумф воли» именно такой. Рифеншталь невероятно талантлива, хотя есть основание отказать ей в этом. Ведь от её творения исходит мощная эманация националистического зла, а зло не может быть (не имеет права) называться талантливым. Если же учитывать ряд объективных факторов, то:
.
1) Колоссальное влияния её творчества на зрителя. Не талантливая вещь не может быть настолько гипнотизирующей. В то время не было рекламных технологий и массмедиа, чтобы задурить голову на несколько десятилетий вперёд. Именно она открыла немыслимое количество приёмов и ходов в этой области. Создала абсолютное руководство по внедрению реальности мифа.
2) Рифеншталь изобрела в большой степени современное кино, современное спортивное телевидение. Расстановка телекамер на спортивных состязаниях сегодня практически совпадает с тем, как делала она. Рифеншталь изобретала ходы спортивного репортажа, которые эксплуатируются сейчас всеми и повсеместно и даже непонятно, как может быть по — другому.
.
«Олимпия» — фильм об Олимпиаде в Берлине (1936), хроника спортивных состязаний. У Рифеншталь , скорее всего, с самого начала был замысел сделать концептуальное кино. Ужас в том, что  нельзя разделять «Олимпию» и «Триумф». Если хочется быть исторически объективным, то нужно смотреть оба этих фильма близко друг к другу, сравнивать, оценивать, так как сделаны они об одном и том же. В них превалирует один важный подход для Рифеншталь — подход поэта и документалиста. Его можное  сформулировать так: эстетика превыше содержания и всего остального. Даже так — эстетика является содержанием. Возможно, что там, где красиво хорошо и плохо отступают. После осуждения за приверженность нацизму, оправдания,  50-летнего отстранения от кинематографа, в  занятиях фотографией в Африке, дайвингом и подводным фотографированием — принцип первичности эстетики, явленный в «Триумфе воли», продолжал существовать во всех её  работах…
.
Вопрос не праздный — виновата она или нет в ужасах нацизма? С одной стороны не виновата, потому что (с её слов) ничего не знала ни про Холокост, ни про военные преступления. Когда началась война, её пытались подключить к созданию пропагандистских фильмов о завоевании в Польше. Она съездила на фронт и с ужасом отказалась, не стала этого делать…Важно, что Рифеншталь, как художник, формировалась в 20е, 30е годы, эпоху экспрессионизма и формалистического подхода. В изобразительном искусстве формальный подход, когда само изобразительное средство действительно становится содержанием — этот принцип у любого художника той эпохи не обсуждается. После творений  футуристов и супрематистов в 10-е, 20-е годы 20 века это стало нормой, в которой и воспитывалась Рифеншталь, с этим она пришла в кинематограф.
.
Как и в случае с русской революцией, супрематисты, авангардисты, футуристы помогли огромной силой своего авангардного таланта смениться некоторым политическим режимам (и в России, и  в Германии). Но после этого авангард стал дегенеративным искусством, ненужным из-за того, что на его место пришли другие. Кризис, который приводит к революции, к приходу Гитлера к власти — состояние трагической раздробленности мира. Однако люди не могут долго жить в эпоху кризиса, им хочется цельности и целостности. Наступает момент, когда поэты и художники, воспевающие кризис, становятся не нужны. Появляется спрос на «творческих демиургов», которые способствуют интеграции общества, создают новую реальность мифа. Если они талантливы, то появляются феномены подобно Максиму Горькому, художнику Александру Дайнеко или Лене Рифеншталь.
.
Рифеншталь — первый человек.который своим творчеством стал формировать реальность, работать в кинематографе над созданием цельности, а не раздробленности, идеологического позитива и тех вещей, которые туманят людям головы. Никому не может затуманить голову «Носферату», он может только испугать и заставить спрятаться под стол, но никто не захочет (за исключением психически больных) его (вампира) имитировать. Фильмы Рифеншталь созданы, как модель для подражания, как образец служения и восхищения националистическими идеями, любовью к фюреру. Их образцовость во всех смыслах и на всех уровнях работающая — это главный пункт, по которому она всегда будет виновата.
… Сладкий  вкус  яда, красивая форма для его содержания (эстетика) не должна вводить в заблуждение о характере его воздействия на организм (в нашем случае на индивидуальное и коллективное сознание)…Ящик Пандоры, эстетично выполненный  из красного дерева или даже золота, тем не менее, навсегда останется хранилищем очень опасного зла.


После революции в России художники — авангардисты стали не нужны. Когда они увидели то, что породили , что воспели — ужаснулись и, либо поменяли свой художественный язык, либо уехали. Общество их простило, но значит ли это, что они не виноваты? Сложный вопрос. Простить можно очень многое и время прощает многое и талант помогает простить, но отменяет ли это вину? Очевидно, что раз Рифеншталь талантлива и даже гениальна, то именно поэтому очевидно, что она помогла Гитлеру создать его систему и взойти на трон. Она сформировала соблазнительную эстетику, которая помогала держаться национал — социализму. Возможно, сам Гитлер, его окружение, и Хуго Босс (Hugo Boss), который сшил для вермахта мундиры, —  не понимали, насколько это всё соблазнительно для сознания немца. Может быть, Гитлер первый, со времён древнего Рима угадал, что именно красотой можно заманить в сети человечество. Красотой и стройностью рядов, красотой совершенного тела. Всего того, что «воспевала» Лене Рифеншталь. Именно поэтому она  несёт на себе вину. Именно поэтому её фильмы знать надо. Знать о том, каким сладким и красивым может быть яд которым могут травиться миллионы людей. «Триумф воли»очень вреден и радиоактивен злом. «Олимпия» как бы очищена от этого содержательного зла, но при этом чисто внешне несёт те ростки и корни,  которые так мощно проросли вскоре после того, как фильм был завершён.
.
Итак, фильм «Олимпия».
Интродукция сразу сносит мозг. Она важна не только эстетически,но и идеологически. Мы видим развалины какого-то античного города ( 7 минут 30 секунд), Акрополь. Затем показываются античные статуи, которые оживают. Они не начинают двигаться — двигается камера, но так, будто двигаются статуи. Дискобол разворачивается. Затем видим, как два профиля статуй смотрят друг на друга , как бы общаются и оживают. Это уже чистая магия, волшебство…В этом мощная идеологическая подоплёка. Германия, как наследница великой античной культуры. Массовые виды спортивного искусства, как не чисто соревновательные, а эстетические. И величие нацизма и массовости — возвращение античности. То есть она предложила успешную и объединительнуюидею ренессанса, апробированную человечеством ещё за 500-600 лет до этого.
.
Изломанная, экспрессионистская культура, в которой  развивалась Рифеншталь — культура декаданса, упадка (на экране руины, развалины), но из развалин вырастают прекрасные тела. Есть там Венера, почти Милосская, но с руками), которая превращается в живую девушку. Дискобол, копьеметатель превращаются в мужчин в абсолютно абстрактном окружении облаков. Это первая интродукция. «Олимпия» состоит из двух фильмов. Первая называется «Праздник народов», второй — «Праздник красоты». У второй части тоже есть вступление. Показывается красивый лес, где бегут спортсмены, затем ныряют в воду, потом парятся в сауне и затем действие переходит уже на стадионы. Интересно, что в первом эпиграфе отражена культурная преемственность нацизма с культурой античности. Во втором эпиграфе Рифеншталь возводит второй важнейший столп нацистской эстетики — единство человека и природы, пантеизм — германский лес, населённый местными богами (вспоминаются «Нибелунги» Фрица Ланга).
.
Время Рифеншталь — эпоха не далеко ушедшая от немого кино. Поэтому оно очень пластично и выразительно… Интересно то, что немое кино было самым международным — приклеил титры на нужном языке и смотри (дублировать, переводить, озвучивать — ничего не надо было делать). Было несколько версий «Олимпии» — итальянская, английская, французская и немецкая. В разных версиях комментарий был неодинаков. Английский довольно нейтрален, там всё банально — такой-то спортсмен бежит, это побеждает того и так далее. В немецких комментариях множество цветастых метафор, сравнивающих соревнования с военными действиями . И был английский вариант послевоенный, откуда пропали Гитлер И Геббельс,
.
В фильме изобретено гигантское количество вещей. Режиссёру был дан почти неограниченный бюджет, множество ассистентов. Рифеншталь первая придумала установить на стадионе рельсы и снимать с них. Изобрела замедленную съёмку, чтобы показать детали быстрых действий. Всего операторов было около десяти. Каждое соревнование снимали минимум 2 человека. Как можно было создать столько «вкусного материала»?… Спланировано, конечно, потрясающе.  как все гениальные режиссёры, Рифеншталь обладала головой — хронометром, максимально использующим каждую секунду.
.
Концептуальной проблемой в мире предвоенного времени было соотношение толпы и индивидуума. «Триумф воли» о харизме одного человека, фактически бога, который под вагнеровскую музыку спускается с неба на своём самолёте и толпа его чествует (начало фильма).  В «Олимпии» мы видим постоянную диалектическую борьбу и диалог толпы и отдельного человека. Наблюдаем ужасно подробно спортивное табло, где высвечивается победитель (один, главный). Смотрим, как победителей коронуют, их лица и тех кто занял вторые и третьи места, они тоже режиссёра очень интересуют. Потом камера отъезжает (тоже её открытие) и мы видим общий план. Стадион в сто тысяч! Она замечательно вылавливает те лица, которые приковывают к себе внимание. Мы видим одного человека, но никогда не смотрим на него достаточно долго, чтобы он приковал наше внимание и чтобы мы увидели в нём хотя бы маленького героя истории внутри фильма. Один человек создаёт нам некий фон и настроение, а затем  видим толпу,  которую режиссёр чересчур красиво преподносит.
.
Во второй части фильма есть момент, где девушки — гимнастки синхронно маршируют, сначала видим двоих, затем шестерых, а затем их уже огромная площадь — потрясающее зрелище и идеологически тоже очень сильно.
.
Интересно, что фигура Гитлера (хронологически его немного) среди многих фигур утонула, потому что это фильм не об одном персонаже, который противостоит толпе, а о том, что один — это всегда часть коллектива, а колектив — часть толпы. К толпе Рифеншталь относится с огромным уважением, а вовсе не презрительно. Гитлер показан ,как один из фанатов — зрителей.
.
Культа не получается. Гитлер — азартный человек, болельщик, один из всего человечества. В «Триумфе воли» Гитлер показан как вагнеровское божество. Но в «Олимпии» Рифеншталь точно так же показала Джесси Оуэнса (американский спортсмен ). Он стал главным героем берлинской олимпиады — чернокожий легкоатлет, взявший  четыре золотые медали ( на 100 м, 200 м, эстафета 4×100 м (с мировым рекордом) и прыжки в длину). Этот молодой афроамериканец является, в результате, единственным человеком, претендующим на то, чтобы быть героем и центром повествования.
.
Ему , представителю «дегенеративной» расы, — аплодирует Гитлер…Счастливый момент, когда это ещё было возможно и когда соотношение личности и власти ещё не привели ко всем тем трагедиям, к которым они (и благодаря Рифеншталь) ещё приведут.
.

Вторая часть построена на преодолении стихии. Там очень много воды, прыжков, взаимодействий человека и лошади (индивида, подчиняющего себе природную силу) и финал, когда идёт съёмка прыжков с вышки. И акцент там делается на полёте человека, на преодолении земных стихий.

Лени Рифеншталь, создавая умозрительную гармонию в своей картине, хотела добиться ещё одного — выразительности тела , которая была бы больше выразительности речи. Неслучайно она накладывала разный текст в разных версиях. Вообще, весь текст можно было убрать, он не нужен, формален. Звук нужен только для проявления музыки. Музыка Герберта Виндта, которая звучит там, довольно стандартная для кинофльмов 30-х, 40-х годов — помпезная, громкая, довольно однообразная.  Она подчёркивает пафосность, торжественность.

Рифеншталь также изобрела ракурс снизу вверх. Индивид, который возвышается как статуя . Оператор оказывается меньше его, ниже. Человек оказывается чем — то больше, чем просто человек (намёк на сверхчеловека). В качестве фона в этом случае всегда выступает небо и облака. И в этом контексте человек летит…Почему Рифеншталь  обожала подводную съёмку, любила восходить на горы? На возвышенности человек ближе к небу, которое связано с язычеством, а не с христианской идеологией. Это очень конкретное,  практически стихийно  ощутимое  небо — то, к чему бесконечно стремятся все её герои — спортсмены в Олимпии.
.
Небо, с которого спускается Адольф Гитлер в «Триумфе воли». Она медленно развивает эту тему. В первой части мы видим метателей — копьё, молот, ядро и т.д.  (улетают предметы). Потом улетать начинают люди. Сначала они прыгают в длину, затем в высоту… Подводные съёмки (тоже впервые начинались в «Олимпии»), которыми Рифеншталь интересовалась всю жизнь и уже старушкой начинала плавать с аквалангом имеют ту же магию. В воде нет притяжения, по крайней мере, оно там ослабевает, и человек может парить, «летать», ведь вода прозрачная. Эти полёты пафосно завершаются  прыжками с вышки. Они сняты так, что человек летит сначала сверху вниз. Затем камера поворачивается, и он начинает лететь снизу вверх. А потом мы перестаём видеть, как человек падает. Он уже не приземляется. Показывается только старт, взлёт, а продолжение и завершение (последствия) режиссёра уже не волнуют…Вот такой абсолютный идеализм, который привёл мечтателей к Холокосту и не только.
leni_riefenstahl-story-gitler_037_xxx
Смотреть документальный фильм о жизни и творчестве Лени Рифеншталь
 Как жить дальше…. Хотите ли вы такой жизни?
http://drugoe-kino.livejournal.com