В названии иконы Богородицы «Непроходимая дверь» заложена мысль, что Божия Матерь является как бы Дверью в Царство Небесное, которую трудно пройти грешникам. Праведники же, наоборот, стремятся к этой чудесной Двери.
Икона Божией Матери «Непроходимая дверь», редкая по своей иконографии, была распространена в 17-м веке в русских православных обителях. Молитвами перед этой иконой можно было защититься от нападения грабителей и разбойников. Икона действительно помогала и поэтому стала называться чудотворной. Кто написал эту икону — неизвестно, по времени её написания оно относиться к так называемому «Смутному времени», когда на троне оказался, после Лжедмитрия, Василий Шуйский.
Основу иконографии иконы составляет текст входной молитвы «Непроходимая двере тайно знаменана…», читаемой в начале литургии Иоанна Златоуста. Образ Богоматери Непроходимая Дверь («Затворенные врата»), восходящей к толкованиям на Книгу прор. Иезекииля (Иез. 44, 2), символизировал Приснодевство Богоматери, бессеменно зачавшей и по рождении Иисуса оставшейся Девой: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены».
Существенное влияние на формирование подобных композиций оказало последование служб Великой вечерни в канун богородичных праздников, включающее чтение текста Иезекииля и пение стихир, раскрывающих тему его пророчества. Одну из выразительных параллелей иконографии памятника дает стихира Сергия Патриарха, исполняемая на Великой вечерне в канун Рождества Богоматери 21 сент.: «Сей день Господень, радуйтесь, людие, сие бо света Чертог и Книга Слова Животнаго, из утробы произыде. И яже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя Великого, Едина, и Единого входящи Христа во Вселенную, во спасение душ наших». Сформировавшаяся под влиянием различных текстов, композиция была призвана наглядно передать идеи Непорочного зачатия, Воплощения Христа и Спасения праведников. Центральное место в ней отведено образу Богоматери Оранты с Младенцем Христом в лоне. Спускающийся на Богородицу с небес поток света, заключающий изображение голубя – символа Святого Духа, исходит из уст представленного в облаках Господа Саваофа. Тема прославления Девы Марии передается образами славословящих святых, представленных по сторонам композиции. Первым среди них изображен прор. Иезекииль, держащий в руках свиток с текстом пророчества. Надежду на грядущее спасение выражают фигуры в белых саванах, олицетворяющие души умерших, томящихся в преисподней. Раскрытию символического замысла композиции способствует архитектурный фон иконы. Образ Богоматери Врата Слова, Истинная Дверь Спасения нарочито соотнесен с изображенным за Ее спиной архитектурным сооружением, решенным в виде портика – входом в Небесный град.
По материалам http://afanasiy.net/