Это восстановленная статья после хакерской атаки. Кому-то нужно убивать историю церкви, историю народа.
Я был в этом селе 01 марта 2014 года.
А 07 марта 2022 года пришло сообщение, что церковь сгорела.
Доверять сегодня информации СМИ нельзя. Теперь это уже смертельно опасно. Даже то, что ты видишь сам лично уже может быть не правдивым.
И одна и вторая сторона заявляют о переодеваниях, и одна и вторая сторона вооружена иногда одинаковым оружием и говорят на одном языке.
На все воля Божья.
Посмотрите на фото. Да разве же изменилась жизнь народа за эти 8 лет? Одни лозунги, одни призывы… Не в этом ли вся причина сегодняшней беды?
01 марта 2014 год
Первый день весны был не очень то весенним. Пасмурное небо, пасмурные, нервно куда то спешащие люди на улицах, скупающие продукты бабушки в супермаркетах. Все это дополнял сырой воздух, пахнувший несбывшимися надеждами.После встречи на подворье Свято-Троицкого Ионинского монастыря с волонтерами молодежного движения «Молодость не равнодушна», братства Ионы Киевского, подобно манипуляций с эквалайзером, мое настроение начало приобретать мажорные нотки.Микроавтобус для поездки в село уже стоял загруженным. Где, что и как из вещей, продуктов ребята доставали, для меня так и осталось не познанным. Это их дело. Для меня было важно было другое: не смотря ни на какие трудности и политические противостояния есть в стране молодые люди, готовые оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Сегодня едем в гости к батюшке Александру в с.Заворичи, Броварского района. Подошел владыка Иона, благословил нас в поездку и на вопрос: – что мы там должны сделать? ответил кратко: «Разберетесь на месте. Действуйте по обстоятельствам».
И вот мы едем уже по Броварскому шоссе. Дорога загружена транспортом. Как всегда в субботу люди едут за город. На КПП при выезде из Киева дежурят один постовой милиционер и видимо самообороновец, все спокойно. По трассе замечаем кучи выброшенных автомобильных шин, рядом в лесу жгут костры, абсолютно не заботясь о том, что могут спровоцировать лесной пожар. обочины дорог полны мусора. Три года назад я достаточно часто мотался по этой трассе и в то время обочины убирали, а может и не мусорили так как сейчас. Перемен в лучшую сторону соблюдения правил дорожного движения не наблюдается. Перемен «пакращення вже сьогодня» не наблюдаем.
Проезжаем Калиту. Когда то, в советские времена . здесь был один из самых больших свиноводческих комплексов, дававших работу окрестным селам, а сегодня здесь только воспоминания о былом. Многоэтажные дома, детские площадки, магазины, аптеки все было построено еще при СССР. Из нового разве киоски с живыми цветами. Тоже надо сказать радует. Значит есть кому дарить цветы! Значит жизнь продолжается!
Здесь в селах и техника на дорогах уже другая. Почти все машины хозяйственные, рабочие. Время два часа дня, а народу на улицах не видно. Хоть и суббота. Это не Киев. То ли по домам попрятались, то ли работой занимаются.Когда выехали на сельскую дорогу, то впечатление от ям на ней сразу возродили воспоминания кадров документальной военной хроники. Казалось, что воронки на дороге здесь берегут как память. А вот главный майдан с. Заворичи. Здесь спокойно и тихо. Никаких блокпостов, никакой агитации. Возле магазина три велосипеда и мальчик, с интересом глядящий на нашу машину. Даже спросить, как проехать к церкви, и то практически не у кого.
Улочки в селе узенькие, реально разминуться два автомобиля не заехав на бровку не смогут, да и живность по дорогам бегает, норовя попасть в борщ, поэтому едем не спеша. Само село Заворичи чистое, не в пример Броварам. Видно. что здесь есть хозяева, хотя вполне даже может быть я и не прав. Может это как раз сельские коммунальщики так красиво убирают.
Храм св. Георгия, построенный еще в построена в 1873 году Хотя официально этот деревянный храм не является памятником архитектуры, так как построен по типовому проекту, здание храма привлекает к себе внимание. Его светло-небесный цвет с зелеными крышами, прячется за ажурными узорами старых верб, указывающих, что где то рядом есть река.На пороге однокупольного деревянного храма наш небольшой отряд уже ожидает небольшого роста, скромно одетый, с доброй улыбкой среднего возраста священник. Это настоятель храма протоиерей Александр Журавльов. Как радушный хозяин он первым делом он показывает нам свой храм, рассказывает нам его историю. И опять тоже чувство: чистота и простота окружающего тебя пространства. Аккуратно, с любовью убранные в рушники иконы и кресты радую глаз и согревают душу домашним теплом.Заворичи были учреждены еще в 980 году князем Владимиров великим, о чем свидетельствуют летописные данные. С начала XVI века здесь находится резиденция польско-королевского наместника.Во времена Богдана Хмельницкого здесь была сформирована Заворицкая казацкая сотня, входящая в состав Переяславского полка, которой руководил Иван Мищенко
До 1917 года Заворичи принадлежали известному роду белорусских околичных шляхтичей – Оскеркам. В Заворичах и близь лежащих селах жила околичная шляхта. Они владели небольшими наделами земли, но своих крепостных не имели и обрабатывали землю самостоятельно. Это было некое собрание поселений, составлявших одну общину.Последнего представителя рода Оскерков местные жители ласково называли Ласкерко. Его очень любили. В начале 20 века он построил в селе дворец, вокруг которого разбил роскошный парк. Много помогал бедным и нуждающимся. До сих пор люди говорят: «Добрый был господин, если бы все господа были такими».Как началась революция, крестьяне предостерегали Оскерка:Беги, господин, тебя убьют!Меня никогда не убьют, я на стороне людей. Я люблю свою Родину.
Но его убили… Жена и сын успели выехать в Варшаву. Сегодня от этого парка осталась только каштановая аллея….
Во дворе церкви детская площадка и возле забора стоят три детских лука, напомнивших мне мое детство. А с другой стороны церкви расположены могилы дворян, бывших прихожан этой церкви. Даже немного странно как они смогли пережить все лихолетия ХХ века. Здесь же и могила основательницы и первой сельской учительницы церковно приходской школы Марфы Ивановны Крадинг. Она скончалась в возрасте 75 лет 23 декабря 1874. Еще один факт подтверждающий, что наши предки жили праведной жизнью, длительность которой была на треть дольше чем сейчас.
Времени у нас мало, батюшке нужно будет служить в четыре часа дня, поэтому отправляемся сначала в с. Мокрець. Села, как пограничная полоса отделяет разве что железная дорога, проложенная еще в 1968 году. Машины мягко переезжают чистенький переезд, с работающими автоматическими шлагбаумами, аккуратной сторожевой будкой, свежевыкрашенными столбиками и без обычных в таких местах колдобин. И мы в Мокреце. Здесь, на развилке улиц сразу же бросается в глаза огромная сюрреалистическая надпись «продается»….
Мы едем в семью Алины, где мальчик болен на ДЦП. Я уже рассказывал об этой семье. Несовершеннолетнему мальчику Алексею не установлен правильный диагноз. Причина коррупция чиновников. Каждая новая комиссия пишет что то свое. Через противоречие этих заключений ребенок не получает никаких пенсий и дотаций. Неужели никто из этих эскулапов не видит, что ребенок действительно болен? Ведь это видно даже нам!Отца нет, на руках у мамы еще двое несовершеннолетних детей. Живут только на очень, очень небольшую мамину зарплату. Слава Господу, что Алексея любят, за ним ухаживают как могут и есть надежда что спасти ребенка от одиночества и отторжения, которые не будут преследовать его в течение всей жизни. Слава Богу, что его братья, не смотря на свой юный возраст, как могут, помогают маме по хозяйству.Лица волонтеров взволнованы. Думаю, он не ожидали такое увидеть. Одно дело услышать от кого то, прочитать где то в Интернет, а другое вот так воочию столкнутся с реальными проблемами сегодняшнего дня.
Следующая наша остановка в доме Ковальца. Здесь нам также рады. Это особая семья. Несколько лет назад умерла мама. Сын Евгений фактически прикован к постели и инвалидной коляске. Дочь Таня несовершеннолетняя. Слава Господу и добрым людям, сегодня у Жени уже есть новая кровать, есть ноутбук, он уже может следить за новостями, общаться.
Отец Жени, Сергей Александрович, настоящий мужик. Вот как раз на таких и держится земля наша. Несмотря ни на какие невзгоды, ни на какие жизненные неурядицы и трудности он не сломился духом, не пал, остается человеком и все силы отдает своей небольшой семье.
Я смотрю на то, как деловито волонтеры обсуждают проблемы семьи, как они общаются и сердце радуется их неравнодушию, радуется тому, что у нас в стране есть настоящие патриоты, которые без лишних слов и заказного пиара делают невидимое, но такое нужное и большое дело, оказывают материальную и психологическую помощь тем, кто в ней сегодня действительно нуждается. Это их баррикады, это их противостояние процессам насилия, угнетения, рабства и деморализации нашего общества.
Здесь в Мокреце есть Детский дом «Надежда». Вместе с прихожанами батюшки Александра воспитатели и воспитанники детского дома помогают многодетным семьям.
Батюшка Александр Журавлев говорит:
– Хорошо, когда воспитатели понимают проблему, что детям не только уметь драть, но этим детям нужно еще и уметь отдавать.
Дети сами определяют где есть нуждающиеся, они делают своими руками какие то подарки и развозят людям. Это замечательно.
Детям это приятно делать непросто потому, что они делятся чем то своим, они видят благодарственный отклик в глазах тех, кому они дарят.
Когда к одинокому старику приходит, два, три четыре ребенка и поздравляют его, дарят ему сделанное своими руками, для стариков это не просто радость, это бальзам на их израненные души. А в результате дети получают взамен намного больше, чем те, кому они помогают.
Дай Господь здоровья и благословения в делах директора детского дома Андрея Александровича Довгопола и Валентине Лушняк за их истинное, бескорыстное служение во благо людям. Они на практике действительно зажигают в сердцах луч надежды.
Следующая наша остановка уже в Заворичах в семье ветерана Великой отечественной войны дяди Вани. Ему 87. По словам его внучек, на фронт он ушел ребенком. Сегодня у него нет даже элементарного постельного белья!…Как рассказали внучки Люба и Вера, для дяди Вани очень нужны взрослые памперсы, но денег на них нет. Дядя Ваня нуждается сегодня в безотлагательном госпитальном лечении. Однако за неимением средств это для него недоступно. Мама девочек на работе, отца нет. Они и приглядывают, и кормят, и ухаживают за дедом.
На улице разговор волонтеров Ионинского монастыря и девочек:
– Вот мы планируем помочь достать книги для сельской библиотеки, а какие книжки вам хотелось читать?
– О! Очень бы хотелось почитать о Адаме и Еве.
– А еще?
– Нравятся приключенческие романы, про любовь.
– А из серьезной литературы?
– Снежная королева…
– На каком языке нам больше нравиться читать?
– Однозначно на украинском!
– А какое кино вы смотрите? Есть видео?
– Та видео есть, так шнур где-то потеряли и сейчас нет возможности смотреть…
– А что бы вы хотели делать своими руками? Если бы сейчас у вас в селе открылись кружки?
– О!!! Вышивать хотели бы! Но у нас нет мулине, нет полотна, нет канвы. Нет вообще никаких тканей.
Соседка рассказывает, что вышивала икону бисером и ей это понравилось. Говорит, что любит рисовать.
– А вот например, если бы мы привезли вам отходы швейного производства, вы бы например занялись пошивом одежды для кукол, чтобы можно было даже потом продавать эти изделия и на эти деньги помогать семье и нуждающимся?
– Мы не пробовали никогда. Хотели бы, если бы кто показал, как это делается.
– Девочки, подумайте и скажите честно, а вы будете заниматься работой, если будет такая возможность?
–….Наверное нет….
– А чем бы вам хотелось заниматься?
– Сидеть в интернете.
– А у вас в школе компьютеры есть?
– Да. Там есть компьютерный класс, специально для этого.
– А Вам там разрешают пользоваться компьютерами?
– Да, мы ходим туда на уроках.
– А после уроков?
– Не… После уроков не пробовали. Наверное не разрешают…
– А все таки, в завершении, серьезно, чтобы вам и нравилось делать, чтобы вы могли в дальнейшем получить какую-то специальность?
– Да мы не думали никогда об этом.
– А если подумать?
– Ну… Наверное все таки вышивка бисером и плетение из разноцветных лент. У нас это уже получалось.
Грустный разговор, но зато честно…. Даже этого небольшого общения было достаточно для того, чтобы понять – проблемы на селе с воспитанием детей серьезные. Здесь все теоритические методички, которыми так любят хвастаться всевозможного рода грантоеды несостоятельны и их теории светлого будущего сельских детей разбиваются о сегодняшний практически безнадежный, сложный быт сельского бытия, где взрослые заняты зарабатыванием хлеба насущного, а дети по большей части предоставлены сами себе.Наблюдая за общением сельских детей и волонтеров я невольно поймал себя на мысли, что вот это здорово, если это общение будет продолжаться, если оно перерастет в дружбу и у сельских ребят появиться возможность самообразовываться, а у городских ребят – возможность познавать современный мир реально таким каким он есть, а не таким как его показывают в новостях.Мы давно уже привыкли к тому, что стандартом всех несчастий в селах есть поголовное пьянство, но ни в прошлый раз ни в этот нам ни один такой не встретился. Напротив, мы видели, что люди заняты работой. Тяжелой работой, отбирающих у них по 12-16 часов в сутки без выходных.Это только в бюджете кто-то где то закладывает какие-то дотации и средства для сельского населения. На деле эти средства в село не попадают. Они расходятся по карманам чиновников и бизнесменов. Это село кормит бюджетников и чиновников и депутатов и всех прочих, не прося ничего взамен….
– Батюшка, какая помощь вам сейчас нужна от других?Протоиерей Александр Журавлев, настоятель храма св.Георгия, с.Заворичи:– Самая действенная и необходимая помощь, чтобы люди молились.Нам очень тяжело. Не то, чтобы физически тяжело. Тяжело морально.В селах люди простые. Они прямолинейные и сразу отличают правду от лжи, не воспринимают никаких намеков. Это очень хорошо. Но в таком состоянии они практически беззащитны.И здесь наша задача помочь им, объяснить, направить, объединить в общину, чтобы люди могли противостоять трудностям.А поводу того чем можно помочь материально, то у каждого человека свои запросы, точно сейчас сказать невозможно. Первую помощь при очень большой нужде наш приход оказывает. Те, кто хочет помочь пусть звонят нам и мы будем консультироваться, чем конкретно человек может помочь и будем тогда решать что и как делать.Приехали волонтеры Ионинского, привезли вещи, продукты, литературу. Вот это реальная помощь. И спасибо им за их неравнодушие. Спасибо тем, кто воспитал их и направил на пусть истины.
Приятно видеть молодых людей, которые с такой заботой и вниманием относятся к нуждающимся. Особенно в такое время, когда умы людей в смятении, когда брат идет на брата, когда люди все больше начинают задумываться над спасением. Одни думают о спасении своего имущества, другие о спасении страны, третьи о спасении души.
Особая благодарность владыке Ионе и волонтерам Ионинской молодежки за молитвы, за литературу. В селе интернета нет практически, как и компьютеров. У нас при церкви есть библиотека, но книг не хватает. У нас есть человек, который заведует библиотекой. Она небольшая. Собрание библиотеки состоит практически только из наших собственных книг, которые я могу отдать на всеобщее пользование. Часто приходится перепечатывать книги, для того, чтобы люди могли их прочитать. Есть такие книги, что мы просто боимся за их сохранность.
В нашей библиотеке прослеживается закономерность, люди больше внимания уделяют компакт дискам. Их слушают во время занятий какой то работой. Их слушают те, кто плохо видит.
Очень были бы благодарны, если бы периодические издания «Отрок» было постоянным в нашем храме. Было бы замечательно, чтобы духовная литература, я имею в виду не только религиозную, но также и классическую, и детскую литературу, исторические и педагогические издания, были бы не только в храмах, но и в школьных библиотеках. В нашем храме это однозначно такая литература должна быть и это была бы реальная помощь, если бы люди передавали нам такого рода литературу.
К сожалению. Сейчас большинство молодежи увлекаются приключенческими и любовными романами, боевиками, фантастикой. Во многом такая литература оторвана от нашей действительности.
Мы с матушкой «присели» сейчас на Достоевского «Братья Карамазовы». Это такой кладезь мудрости! Это то, во что мы должны вчитываться, понимая, что это люди уже прошли, а мы только стоим над решением этих вопросов.
– Как ладите с властями, местным депутатом Верховной Рады?
– Я считаю, что то все игры потом не очень хорошо заканчивается. Дружить нужно, но задруживаться не нужно. Приезжали к нам с Броваров люди во время выборной компании, а больше и не видел их никто. Но мы этим не тяготимся их невниманием к нам и к нашим проблемам. Дай Господь, чтобы нас просто не трогали. Вы видите чем заканчивается особое внимание друг к другу.
У каждого своя парафия. Они играют в политические игры, пусть они делают свое дело честно. Мы занимаемся тем, чем дал нам Господь заниматься. Слава Богу, подключаются неравнодушные люди, которые помогают нам в нашем служении.
Церковь это не постройка, это не здание, это собрание верующих людей, это мы с вами. Мы работаем постоянно по мере своих сил. У нас есть для детей и зимний и летний лагеря. Детворы много. И работы много.
– А как же вот те самые богатые, дачи которых стоят в селе и по имуществу которых судят, что в селе все благополучно?
– Сначала нужно понять, что даже если они верующие, то скорее всего ходят в церковь в приходах по месту своего постоянного жительства, а по приезду на дачу они расслабляются и не хотят знать никаких проблем. Поэтому они не являются прихожанами данного прихода и естественно не участвуют в жизни прихода.
– Как у вас проводятся службы?
– Службы проводятся систематически, так как это и должно проводится на приходах: литургия в 8 часов утра, потому, что у всех прихожан есть хозяйство, а вечерняя в зимнее время в 16-00, в летнее в 17-00. Все желающие, могут добраться к нам электричкой, Киев-Нежин, ст.Заворичи. 2,5 км. От станции церковь Святого Георгия.
Говорят активные члены волонтерского молодежного движения «Молодость не равнодушна» Братства преподобного Ионы Киевского, при общине Свято-Троицкого Ионинского монастыря:
Юля Головнева:
– Мне поездка понравилась. Несмотря на то, что люди реально живут очень бедно, но гордые, они ничего не просят. Мы спрашиваем, может быть вам что то нужно, а они отвечают нет, не волнуйтесь, у нас все есть.
Нам приходилось прямо допрашивать их о размерах их одежды, одежды их детей, о других потребностях. Возникло даже стойкое впечатление, что люди чем то напуганы.
Почти все, кого мы посещали нужен срочный жилищный ремонт. Стены ободранные, мебель старая и поломанная, двери и окна прохудившиеся. Если это можно так назвать.
И при всем при том, несмотря на все проблемы, неурядицы и трудности люди не унывают, живут безропотно,
Вот там где мальчик Женя болезнью прикован к инвалидной коляске отец и его сестра очень сильны духом. Такой бы моральный климат во все семьи!
Больше всего поразило состояние ветерана Великой отечественной войны дяди Вани. Он реально защищал Родину от фашистов, а сейчас не имеет возможности попасть в госпиталь.
Александр Иваницкий:
– Ощущение от поездки немного гнетущие. Увидеть такие условия в каких люди живут…
Какие социальные стандарты? Люди реально живут в нищете.
Сейчас даже трудно сообразить с чего начинать. Настолько все запущено. Необходимы и вещи, и стройматериалы, и продукты, и просто даже помощь физическая.
Но хотелось бы помочь им в главном. Помочь ощутить, что они нужны обществу, открыть для них новые горизонты, найти для себя нужное дело.
В самую первую очередь нужно в конце концов установить диагноз больного мальчика, чтобы семья могла получать положенное государственное пособие, нужно каким то образом сделать так, чтобы ветеран войны попал в госпиталь на лечение, может быть мальчику Жене можно сделать протезы. Тут целый комплекс проблем. Государство просто самоустранилось получается. И только церковная община помогает, но она сама нуждается в помощи.
Это была наша первая поездка. Сейчас будем думать чем мы можем помочь, будем пробовать составлять планы.
Александра Гавриш.
– После того, как мы прочитали статью на http://orthodoxy.org.ua о положении бедных людей в этом селе, мы сделали рассылку по социальным сетям, по почте. Там были такие комментарии, а зачем туда ехать, мы знаем это село, у нас там дачи, там народ нормально живет. И у нас были сомнения по этому поводу, ну приедем мы с этими вещами, с этими продуктами, может мы никому там не нужны.
А когда приехали, когда зашли в первую семью все сомнения сразу отпали и даже неловко было от чувства, что ты там в Киеве так хорошо живешь, и вода горячая и все, а тут стены обшарпанные, нет постельного белья, и как то так.
Ездила раньше по детским домам. Там есть хоть какое то финансирование от государства. В детские дома любят приезжать депутаты и любят фотографироваться на фоне красивых игрушек, опрятно одетых детей. Поэтому им нужно, чтобы детский дом был в норме. А вот к таким семьям, где мы были не приходит никто. У них нету денег и средств сделать хоть какой то элементарный ремонт. Состояние жилищ ужасное.
Но проблема еще в том, что эти люди реально боятся. Боятся, что у них заберут землю, заберут и продадут детей. Ведь у них нет возможности обратиться к адвокату. Сейчас такое время, что нельзя быть уверенным в своей безопасности.
Сегодня мы изучили первые потребности этих людей. Мы видели, как в их глазах затеплилась надежда. Хотелось бы, чтобы этот лучик не угас.
Есть очень большая потребность в мальчуковой подростковой одежде, есть потребности в постельном белье, нужны памперсы.
Очень бы хотелось помочь, чтобы мальчик поступил в Суворовское или аналогичное училище и получил достойное образование. В условиях села это просто недоступно.
Слава Богу в селе есть хороший пастырь, батюшка, с горячим сердцем и деятельной натурой, который знает всех, знает проблемы, помогает нуждающимся. Но ему крайне необходима помощь других.
Мы говорили до свидания отцу Александру на ступеньках церкви, где должна была начинаться служба. Возле ступеней церкви выстраивался местный самоходный парк – велосипеды разный модификаций и годов выпуска, среди которых транспорта олигархов замечено не было…..